Символизм Йоги. Символизм и основа

Символизм Йоги. Символизм и основа

Нередко, чтобы разобрать, о чем говорится, нужно знать символизм учения. Рассмотрим некоторые значения самых популярных символов этой системы знания, системы йоги.

Поток сознания сравнивается с потоком реки. Раз вступивший в поток должен следовать по течению своих мыслей или, в конечном итоге, чела (ученик) должен выбраться из этого потока. Река как символ сознания очень часто используется в восточной философии для иллюстрации нашего бытия. Просветленный Адепт созерцает несущийся мимо него поток, оставаясь неподвижно сидящим на берегу этого потока. «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь все равно снесет» (из беседы Л. Н. Толстого с Н.К. Рерихом).
1
Во II веке до Р.Х. Патанджали систематизировал и записал практические рекомендации по методу йоги. Этот метод назван классической йогой. Классический метод — это основа йогической системы. На этом методе основана дисциплина разновидностей йоги. Это можно утверждать, так как универсальность классического метода приемлема для любого вида и направления йоги. Нельзя сказать, что классический метод йоги это и есть Раджа-йога, но можно утверждать, что классическая йога — это основа Раджа-йоги. По Патанджали путь классической йоги состоит из восьми ступеней.

Классическая Йога равнодушна

К движению бессмысленных страстей -

Не выражаясь, может быть, наружно,

Ты полон чувств, и мыслей, и идей.

Кристалл огня, бесцветный почему-то,

Пронзает луч в мгновение минуты,

И превращает жидкий пар в азот,

И происходит, что никто не разберет.

Так как же вот из этой пустоты

В лучах Венеры вышла ты?

Загадка, тайна, мрак, присутствие Начал?

Юпитер над тобой волну качал.

И родилась из Хаоса мечта,

И символ был над нею — Красота!

Ступени классической йоги таковы:

1. Яма
2. Нияма
3. Асана
4. Пранаяма
5. Пратьяхара
6. Дхарана
7. Дхиана
8. Самадхи

Ступени лестницы, вершина которой теряется в Небесах, это символ подъема и постепенного роста. Поднимаясь со ступени на ступень, ученик прогрессирует в своем эволюционном развитии. Ступени лестницы проходят постепенно. Все возрастая и упрощаясь по мере усвоения предыдущего материала, каждая ступень приносит ученику постижение его собственной природы. Так ученик переходит от одной ступени йоги к другой. Лестница — это еще и символ роста сознания человека, поднимающегося ее ступенями. Не освоив первые ступени, нельзя подняться выше. Как цветок вырастает и раскрывается постепенно, также рост и развитие человека постепенно и неуклонно.
Символизм Йоги

Основание лестницы скрыто в тине, в иле, в темноте невежественного существования. Первая ступень — Яма — полагает очищение внешней природы, физического тела. Вторая ступень — Нияма — очищение внутреннее. Она покоится на крепости нравственного основания. Приступать к Асане необходимо, только очистив свое тело как внешне, так и внутренне. Далее осваивается управление дыханием, которое помогает привести эмоции в спокойное состояние. Успокоение эмоций и настрой чувств — это следующая ступень Пратьяхара. После нее следует сосредоточение, или Дхарана. И далее — медитация, или Дхиана. Апофеозом будет Самадхи. Цель йога — достигнуть Самадхи. Самадхи — это просветленное созерцание. Это состояние высшего познания, в котором йог поднимается над временным и ограниченным состоянием ума. Самадхи сопровождается глубоким погружением в мир высшего бытия и блаженством.

Можно видоизменять приемы, упрощая или усложняя ступень, но пропустить ступень развития нельзя в процессе подъема к совершенству. Поэтому метод классической йоги — это стройная система, как канва для свободного рисунка в технике, которая называется йогой. Мы даже можем свести занятия асанами до гимнастики или неутомительной физзарядки по утрам, но сосредоточится на очищении и укреплении нашей мысли — это тоже называется йогой — весь вопрос в том, на чем сделать акцент, что развивать в себе. Занятия физической культурой важны, но еще важнее, что человек из себя представляет. А мы оцениваем человека по его мысли, по его сердечному обращению.

Философия йоги перекликается с натурфилософией. Укрепляя свое тело, оттачивая свою мысль, успокаивая чувства, укрепляя волю, йог становится не только сильным физически, он объединяется с природой, укрепляя и развивая свою индивидуальность. Натура, или природа, ярко проявляется как в мыслях, так и в чувствах. Йог выражает цельность своей природы каждым действием, органично вливаясь в поток мировой мысли. Мать-Природа и натура йога действуют заодно. Поэтому йог не нарушает равновесие стихий. Достичь слияния с Природой, оставаясь царем мысли — вот идеал йога.

Символ раскрытого сознания — это цветок Лотоса. Йога, достигшего просветления, сравнивают с цветком лотоса. Как цветок из ила тянется к свету сквозь толщу воды — символ Майи — и поднимается над ней, наконец, раскрываясь в лучах Солнца, так духовный человек поднимается над суетой мира и раскрывается в лучах Высшего сознания.